Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Социально экономическое развитие России в веке. Территория и административное деление

Купить за 600 руб.
Страниц
52
Размер файла
57.29 КБ
Просмотров
18
Покупок
0
XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально - культурному следию замечательные памятники

Введение

XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально - культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

Длительное время историографическая традиция изучения отечественной культуры исходила из конкретно-отраслевого, дифференцированного подхода, в основе которого лежало рассмотрение отдельной отрасли культуры и асксиологический принцип, подчеркивающий роль идеальной модели, должной быть в культуре. Но наряду с возможностью углубленного детального анализа той или иной области культуры такой подход не дает далеко не достаточно представления о культуре как целостной системе, определенной сфере общественной жизни, закономерностях развития историко-культурных явлений, факторах, влиявших на это развитие.

Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние изучения историко-культурных пожени, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к системному изучению истории культуры.

Важнейшей предпосылкой такого изучения является представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные элементы. Применительно к истории России XIX в. Такое прочтение напряженного, иногда конфликтного, а иногда взаимообогащающего диалога входящих в систему субкультур, реконструкция ее социального контекста может быть чрезвычайно плодотворной.

Интеграционный, или системно-функциональный, подход к изучению явлений культуры позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности "культурных вершин" не только их производство, но и распределение, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни. Культура выступает как один из показателей общественного прогресса1.

Такой системно-функциональный подход является сравнительно новым в исследовании культуры. Однако в течение последнего времени интерес к нему проявляют не только культурологи, историки культуры, но и искусствоведы, литературоведы и т.д. Можно говорить о сложившихся центрах, где такой подход достаточно активно и плодотворно разрабатывается. В течение последних десятилетий такие исследования ведутся в лаборатории русской культуры исторического факультета Московского университета. Широко известны работы по истории отечественной культуры ученых московско-тартуской школы Ю.М. Лотмана.

Одним из аспектов системно-функционального подхода к культуре является изучение общественно-культурно и среды, или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов, его составляющих.

Общественно-культурная среда включает совокупность факторов, которые определяют наполненность и многообразие сферы духовной жизни общества, его интеллектуально-нравственный и социально-активный потенциал. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение и бережное отношение к традиционной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и культурно-просветительных учреждений, книга, периодика, культурно-информационная система как средство распространения знаний.

Культура XIX в., оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

В силу этого именно в XIX в. Происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры, возникает некий полифонизм, диалогичность культуры. Взаимовлияние сословных культур по-разному реализовалось в городе и деревне, столицах и провинции, в атмосфере "разряженного воздуха" усадьбы. Но именно в сочетаниях этих многочисленных тенденций и развивалась русская национальная культура.

Важнейшими социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала культура, пульсировала та или иная струя многоликого, противоречивого культурного потока, были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство.

Складывание культурной среды как определенной сферы существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно-экономического состояния региона, административного статуса города, связи с культурными дворянскими гнездами, усадебной культурой, близости к столичным центрам и т.д.

Наиболее интенсивно этот процесс протекал в пореформенное время. Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличивала социальные возможности для получения образования более широких слоев.

В этот процесс была активно вовлечена провинция. Более того, прежде всего там и происходили наиболее значительные изменения в общественно-культурной жизни. В пореформенное время в силу большей социальной мобильности по сравнению с предшествующими годами общее культурное движение в провинции захватило не только города, но и сельские регионы. Однако не следует преувеличивать степень и глубину этого движения и по существу, и по отношению к разным территориям. В России к началу XX в. Буржуазное общество как таковое, с присущей ему степенью демократизации общественной жизни и культуры еще не сложилось. Россия, по мнению некоторых современных исследователей, оставалась и в начале XX в. Страной двух цивилизаций европейски-городской и традиционно-деревенской2.

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит наиболее важная роль. Он был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

Культура русского города XIX в. Сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах, источником печальной сатиры писателя.

Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Именно город обеспечил возможность духовной жизни интеллигенции через салон, университет, кружок, издание толстых журналов, т.е. через структуры, которые стимулировали развитие оппозиционных взглядов. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно' связанная с мещанской средой. В усложненной структуре городской жизни происходило порой неожиданное пересечение и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений.

В курсовой работе представлен материал который позволяет дать широкую картину состояния и развития русской культуры на протяжении первой половины XIX века.

Цели курсовой работы:

- изучить различные аспекты русской культуры в первой половине XIX века;

- выявить основные направления развития культуры;

- выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

Оглавление

- Введение...3

- Социально экономическое развитие России в 19 веке

- Территория и административное деление

- Население и его сословная структура

- Сельское хозяйство

- Развитие капиталистического уклада в экономике России

- Культура России в 19 веке

- Образование

- 2.2.Литература.17

- Живопись и скульптура

- Музыка

- Архитектура и градостроительство

- Театр

- Балет

- Заключение

Список литературы

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как "золотой век" русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк НМ. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился "салонный" романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декабристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа "Евгений Онегин" этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность "толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные записки". Основателем "Современника" был А. С. Пушкин, а с 1847г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени - И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826г. цензурный устав, названный современниками "чугунным", сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. "История нашей литературы, по словам А.И. Герцена,- это или мартиролог, или реестр каторги". А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Декабристы видели в литературе, прежде всего средство пропаганды и борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политический характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальной нормы гражданской морали и поведения человека. Самодержавно-крепостнический порядок декабристы отвергали так несогласуемый с законами разума и "естественными правами человека". Отсюда их тяготение к традициям "просветительского классицизма". Другим основополагающим началом эстетической системы декабристов была предромантическая идея национальной самобытности литературы в первой половине XIX в., в которой сосуществовали различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм. Но особо актуальным в дискуссиях этого времени оказался вопрос о природе и судьбах романтического направления 3 .

Нормативисты отнеслись к романтическому движению в европейской культуре с враждебным недоумением и раздражением. Они полагали, что изящные искусства уже совершили полный цикл своего развития и достигли возможных вершин в лоне классицизма. Поэтому романтизм был объявлен ими эстетическим "своевольством" и "беззаконием".

В отличие от них представители прогрессивной ветви рационалистической эстетики увидели в этом движении необходимое звено многовекового процесса художественного развития.

Дискуссии о романтизме проходили в первой трети XIX в. постоянно. Один из ее участников Д. В. Веневитинов разделял историю культуры на эпоху эпическую, лирическую и драматическую". Романтизм составляет второе звено в этом процессе и должен уступить место более совершенному состоянию художественного сознания, "примиренному с миром".

Действительно, первоначально романтические идеи скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (в раннем творчестве Жуковского), анакреонтической "легкой поэзией" (К.К. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского Романтизма первого периода (до 1825г.) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл южных поэм").

Позже получает развитие романтическая проза (А. А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена).

Вершиной второго периода романтизма стало творчество М.Ю. Лермонтова.

Завершение романтической традиции в русской литературу философская лирика Ф.И. Тютчева. Здесь же можно было бы отметить, что представителем романтизма на сцене был в Петербурге актер Каратыгин (его очень любили декабристы), а в Москве в это время на сцене царил П. С. Мочалов.

Близкой к романтизму была предромантическая элегическая поэзия К Н. Батюшкова (1787-1855). В 20-е годы ее традиции были сильны в творчестве А. А. Дельвига (1798- 831), Н.М. Языкова (1803 - 1846), Е.А. Баратынского 1800-1844). Творчество этих поэтов было проникнуто глубокой неудовлетворенностью существующим. Не веруя в переустройство общества, они ориентировали свое творчество на создание гармонии во внутреннем мире человека. Они видели высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи - в одухотворенных нравственным пафосом "земных" радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтический язык, разработали утонченные формы поэтической выразительности, создали многообразие метрической, строфической и ритмико-интонационной структур. В элегической поэзии постепенно начали проступать романтические тенденции. Они выражались в своеобразном мистико-романтическом тяготении к поэтической фантастике. Намечались характерная для романтизма разработка фольклорных мотивов и форм разных времен и народов, новаторская трактовка антологического жанра у Батюшкова, интерес к русской песне у Дельвига.

Говоря о романтизме, русский исследователь этой сложной проблемы В. Каллаш отмечает, что романтизм "генетически связан с сентиментализмом, последние сентименталисты были первыми романтиками.

На рубеже XVIII-XIX вв. романтизм был связан с самыми разными уровнями общественного сознания и формами их выражения; он оказался причастным к решению проблем самого различного социально-политического, идеологи чес ко- культурного планов.

Историки и социологи, например, давно оперируют представлением о романтизме как особом типе сознания и поведения. Восходящее к Гегелю и Белинскому, поддержанное И. Тэном. оно принято было И.Ф. Волковым и с определенными уточнениями И.Я. Берковским, А.Н. Соколовым, Н.А. Гуляевым, Е.А Майминым10.

Романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества и явился объективно величественным художественным открытием11.

Он выполнил задачу, возложенную на него историей, сыграл свою роль в культурном процессе как непосредственный предшественник реализма. С ним произошло то же, что и с предшествовавшими направлениями - с классицизмом, сентиментализмом, просветительским реализмом.

Когда "возникали новые вопросы, на которые он отвечал менее точно, чем реализм, то неизбежным оказалось вытеснение романтизма на второй план в литературе и стран Европы, и России: романтизм сошел на периферию, в руках эпи гонов его формы быстро обветшали и, естественно, вызывали насмешливое отношение сторонников нового искусства - критического реализма"12.

Между тем романтическую философию русского искусства русских прозаиков 30-х годов XIX в. более всего привлекал ее немецкий вариант - эстетические концепции, возникшие в недрах так называемой йенской школы, а затем получившие дальнейшее развитие в исканиях младших поколений немецких романтиков.

Интерес вызывали прежде всего эстетические идеи молодо го Фр. Шеллинга. Наибольшей известностью пользовались его сочинения "Система трансцендентального идеализма" (18001 и "Об отношении изобразительных искусств к природе" (1807). Впрочем, достаточно широко были распространены в России и записи лекционных курсов по эстетике, прочитанные Шеллингом в Йене и Вюрцбурге в 1798-1799 и 1802 гг.

Известность "немецкой школы" была в то время очень широка. В 1826г.

С.П. Шевырев, Н.А. Мельгунов и В.П. Титов выпустили в свет на русском языке сочинения В. Г. Ваккенродера, объединенные в книге "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного". Книга очень быстро стала настольной для многих деятелей русской культуры. Были известны в России тех лет работы теоретиков йенского кружка, братьев Ф. и А. Шлегелей, сочинения романтиков гейдельбергского круга (К. Брентано, И. Черресо, Л. А. фон Арнима) и даже доступные главным образом в пересказах философские афоризмы Новалиса, крупнейшего поэта йенской школы. Чуть позже теоретические идеи йен цев и гейдельбержцев обрели мощное подкрепление в художественных идеях и образах Э. Т. Гофмана и снискали в Рос сии даже большую популярность, чем на родине писателя, в Германии. Переводы и вольные изложения эстетических трак татов, очерков, отдельных высказываний немецких романтиков регулярно появлялись в русских журналах 1820 -1830 гг. ("Московский вестник", "Московский телеграф", "Теле скоп", "Вестник Европы", "Московский наблюдатель").

Конечно, интерес к эстетике немецкого романтизма не исключал сочувственного внимания к идеям иного происхождения. В кругозор русских деятелей культуры входили многие идеи французских романтиков: в России 20-х годов хорошо знали книги Ж. де Сталь и Ф. Р. Шатобриана, позднее - статьи-манифесты В. Гюго и А. Виньи. Были известны и теоретические декларации английской "озерной" школы, полемические суждения Дж. Г. Байрона. И все-таки именно немецкая романтическая культура являлась главным источником тех философско-эстетических идей, с которыми встречались русские прозаики, обращавшиеся к теме искусства.

Утопии и мифы немецкого романтизма несли в себе очень важную для русской интеллигенции устремленность к абсолютному идеалу. Увлеченность идеями немецких романтиков ощущается в теоретических исканиях русских мыслителей 1820-х - начала 1830-х годов. В трактатах и статьях А.И. Гелича, И.Я. Кронберга, Д.В. Веневитинова, В.Ф. Одоевского, Н. А. Полевого развивались представления о сущности красоты, о природе творчества и назначении искусства, об их соотношении с иными видами знания, о миссии художника и т. п., в главных чертах сходные с принципами немецкой романтической культурологии. Однако легко улавливаются и отзвуки французского романтизма. Так называемая неистовая словесность (прежде всего романы В. Гюго, Ж. Жанена, О. Бальзака, Э. Сю) в начале 30-х годов волновала русского читателя изображением необузданных страстей.

Изучая эти процессы, Алексей Веселовский выдвинул предположение, что "три слоя иновлияний захватили в разное время различные стороны русской культуры: немецкое - в сфере учащейся молодежи, в лицее, в русских университетах, в области эстетической мысли; французское- преимущественно в литературе 1810-х годов; английское - чуть позже и захватило главным образом сферу экономической мысли"13.

Бесспорно, что заимствования были. Но вряд ли можно весь русский романтизм сводить к одним заимствованиям, влиянию западных авторов и подражанию им. Нельзя отрывать русских художников-романтиков от той конкретно-исторической почвы, которая питала их творчество, и возникновение русского романтизма объясняется не только как следствие западных влияний, но и как закономерный акт в процессе развития русской культуры в целом.

Предпосылки его возникновения в России связаны с началом разложения социально-экономических и идеологических основ крепостничества, с крушением старого мира. Крушение это проявилось в самых различных сферах социально-политических и экономических отношений, на разных уровнях идеологического опосредствования их. В отдельных странах этот общеевропейский процесс протекал в неодинаковых формах и с различной интенсивностью, однако существо его всюду оставалось единым: происходил распад прежних норм морали, эстетических воззрений, общих философских представлений. На смену старому мировосприятию приходило новое понимание человека и общества, морали и долга, социальной гармонии и средств ее достижения.

Самоопределение русского романтизма происходило не только посредством полемического отталкивания от воззрений, определявших культурную жизнь России до Крестьянской войны 1773-1775 гг. и Французской революции 1789- 1794 гг. Первое десятилетие XIX в. в России было также и временем активного переосмысления старых идейно-эстетических ценностей и включения их в новые концепции общественного и литературного процесса: подчиняясь романтическим доминантам, они входили в мировосприятие художников-романтиков.

Романтизм как самостоятельное направление в русской литературе утвердился не только вместе, но в значительной мере и в результате творческих исканий и художественных открытий В.А. Жуковского (1783-1852).

Подобно многим молодым русским дворянам 90-х годов XVIII в. Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир от традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм Жуковский не находил и, естественно, еще не мог найти таких изобразительно выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира, где смутное ощущение дисгармонии темной тенью ложится на создаваемую картину.

На этом фоне с особенной остротой осознается кратковременность человеческого бытия. Человек смертен - и вся его жизнь, как поток, стремится к неизбежному концу. Стихотворение, насыщаемое раздумьями о самых общих законах бытия, приобретает вид лирико-философской миниатюры:

Жизнь, мой друг, бездна

Слез и страданий...

Счастлив стократ

Тот, кто, достигнув

Мирного брега,

Вечным спит сном...

Этот образ Жуковский пронес до последнего своего часа. Это было первым в русской поэзии шагом к выражению романтического двоемирия. Земное здесь, как полагает поэт, является необходимым этапом к идеальному там. Здесь человек приобретает некие залоги, без которых невозможно обрести желанный покой инобытия. Залоги - это добрые дела, богатство впечатлений, общение с друзьями, память в сердце ближних и т. п.

Подобная картина двоемирия, несвободная в своей сущности от религиозно-христианских представлений, тем не менее уже в самых ранних произведениях Жуковского освобождается от традиционной христианской образности.

В своих произведениях ("Сельское кладбище", "На смерть Андрея Тургенева" и "К. К. Соковниной") Жуковский отчетливо проявляет признаки раннего романтического видения мира. Он словно бы доказывает важный для него силлогизм из двух посылок и самоочевидного вывода: "Земное счастье непрочно, мгновенно и для большинства людей недостижимо, но человек рожден для счастья и в этом его назначение"14, следовательно, он обретет счастье в ином мире или ином, неземном понимании, если только существует справедливость и не хаос, а гармония господствует во Вселенной.

В элегии "К.К. Соковниной" Жуковский констатирует ту закономерность бытия, которую открывали еще Грей, Княжнин, Карамзин, Державин, И. Дмитриев и другие его предшественники: "Протекших радостей уже не возвратить". Мысль о необратимости течения времени, освоенная предромантической поэзией, сочетается в этой элегии с иной, необычной для всего доромантического искусства: "Но в самой скорби есть для сердца наслаждение". Она предваряет ту поэтизацию личного трагизма, которая у Байрона, Полежаева и Лермонтова станет одним из проявлений активного неприятия действительности и выражением необычно острого конфликта между личностью и обществом.

Жуковский написал около пятидесяти новых произведений (включая эпиграммы и басни), но практически не сделал нового крупного шага в дальнейшем расширении и обогащении уже созданной им художественной системы романтизма.

Романтизмом использовалась элегия, другие жанры еще предстояло освоить. Эта элегическая форма раннего романтизма еще была множеством нитей связана с элегически-меланхолическими проявлениями сентиментализма и предромантизма.

Освоение жанра баллады было для Жуковского одновременно и освоением новой системы художественных средств, не имевшихся в распоряжении поэтов эпохи просветительства. Тем самым переход к балладе положил начало не только новому периоду в творческом развитии Жуковского, но и означал начало нового этапа в дальнейшем самоопределении русского романтизма как самостоятельного художественного течения.

"Людмила" (1808), первая из баллад Жуковского, возбудила особый резонанс среди читателей. Она была воспринята как произведение необычное и даже небывалое в русской литературе, как выражение откровенного разрыва с искусством предшествовавшей эпохи. При всем том в "Людмиле" угадывались и некоторые уже известные (по западной литературе) мотивы: читатель был в значительной мере подготовлен к той фантасмагории, какая предстала перед ним в этой балладе и которая буквально взрывала все устоявшиеся литературные каноны.

Ф.Ф. Вигель подробно и в общем верно изложил впоследствии те впечатления, которые вызвала "Людмила" при своем появлении. "Упитанные литературою древних и французскою, ее покорною подражательницею (я говорю только о просвещенных людях), мы в выборах его увидели нечто чудовищное, - пишет Ф.Ф. Вигель, имея в виду выбор нового жанра и особых иллюзий. - Мертвецы, привидения, чертовщина, убийства, освещаемые луною, - да это все принадлежит к сказкам да разве английским романам; вместо Геро Геро, с нежным трепетанием ожидающей утопающего Леандра, представить нам бешено стройную Ленору со скачущим трупом любовника! Надобен был его чудный дар, чтобы заставить нас не только без отвращения читать его баллады, но, наконец, даже полюбить их. Не знаю, испортил ли он наш вкус? По крайней мере создал нам новые ощущения, новые наслаждения"15.

Знаменателен вывод Ф. Ф. Вигеля: "Вот и начало у нас романтизма"16.

Как жанр баллада в 1808-1814 гг. даже для записного любителя словесности была непривычной. А за балладой возникал мир средневековой жизни, овеянный мистическими настроениями и осознанием малости, бессилия человека перед ликом грозных и безжалостных сил. Этот мир тонул во тьме неясных представлений и легенд; он страшил своей безвестностью и в то же время манил возможностью бескомпромиссного волеизъявления, хотя и грозил расплатой за неверные решения. Этот мир, возрождение которого началось западными предромантиками еще в 1760-х годах, отчетливо противостоял сконструированному в соответствии с логикой иерархическому миру классицизма и в равной мере - миру сентиментально-элегической медитации.

Замечательной особенностью творчества Жуковского является интерес к истории, главным образом к средневековью, к народной жизни, обычаям, традициям и т. п. Баллады "Людмила" (1808), "Громобой" (1810) и "Светлана" (1808-1812) написаны поэтом на сюжеты, взятые из русской средневековой жизни, и изобиловали описаниями народного быта, обрядов, в частности святочных гаданий, пришедших к нам еще из языческих времен:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой.

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат.

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчание;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Робость ей волнует грудь

Страшно ей назад взглянуть Страх туманит очи...

С треском пискнул огонек,

Крикнул жалобно свверчок -

Вестник полуночи.

Нельзя не сказать и о чисто человеческих качествах Жуковского. Его отличали необыкновенная чуткость и отзывчивость. Служба при дворе (с 1815г. - воспитатель цесаревича) позволяла Жуковскому облегчать участь опального А.С. Пушкина (который считал Жуковского своим учителем), декабристов, М.Ю. Лермонтова. Он добился освобождения от солдатчины Е.А. Баратынского, выкупа из крепостной неволи Т.Г. Шевченко, возвращения из ссылки А.И. Герцена.

Спустя 30лет после опубликования романтических элегий и баллад Жуковского, в эпоху, когда романтизм был близок к исчерпанию художественных возможностей и доживал последние дни как ведущее литературное направление, один из последних из талантливых его представителей В.Ф.Одоевский следующим образом определил заслугу романтического человековедения. "В XIX в. Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб, он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания, его душу! Как Христофор Колумб, он нашел не то, что искал, как Христофор Колумб, он возбудил надежды неисполнимые. Но, как Христофор Колумб, он дал новое направление деятельности Человека! Все бросились в эту чудную, роскошную страну"17.

Можно добавить: Шеллинг был не единственным и, как Колумб, даже не первым пролагателем этого нового направления в мировом искусстве. И в отличие от Колумба не с именем Шеллинга осталось оно связанным в истории науки о литературе и культуре. Французская революция, положив начало все европейскому раскрепощению человека, пробудила интерес к личности в отношении к самой себе, к своим возможностям, к своей душе. Это и было началом современного психологического анализа. Художники-романтики России и Западной Европы по мере своих возможностей ответили на этот запрос истории, предложив новое понимание внутреннего мира человека.

Прежде чем говорить о пейзаже и его функциях в произведениях Жуковского 1800-1810-х гг., нельзя не обратить внимания, что уже у Карамзина романтическая настроенность заметно сказалась на восприятии природы.

Так, в элегии Жуковского "Славянка" (1815) воссоздается романтически воспринятый пейзаж под Петербургом18.

Природа одухотворяется, и на этом пути антропоморфизации пейзаж приобретает вид портрета некоего сверхсущества: по пейзажу можно судить о том, как природа воздействует на душу лирического героя и, наоборот, что в ней раскрывается навстречу его мечте, его мысли, его душе.

Все к размышлению здесь влечет невольно нас;

Все в душу томное уныние вселяет;

Как будто здесь она из гроба важный глас

Давно минувшего внимает.

Персонифицированный и как бы уравненный в правах с человеком пейзаж приоткрывает свою таинственную глубину:

Как бы эфирное там веет меж листов,

Как бы невидимое дышит.

Пейзаж ночной, непознаваемо-таинственный, да еще и с кладбищем или иными символами смерти обосновался в художественном мире баллад Жуковского и сделался одним наиболее приметных признаков этого мира.

В разгар полемики начала 1820-х годов о романтизме "истинном" и "неистинном", когда на фоне элегически - баладногого романтизма Жуковского происходило становление декабристского романтизма, Н. Греч с Булгариным, например, будто бы вся лирика Жуковского - несамостоятельна 19

Жуковский сам признавал существенную особенно творческого метода: "Это вообще характер моего творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого - и все, однако, мое"20.

Переводя западных поэтов, Жуковский, в сущности, на свой лад "пережевал" их, пересоздавал заимствуемый образ, трансформируя (в меру собственного понимания) его общечеловеческое содержание и национальное своеобразие. Пересоздавая образы, рожденные на инонациональной почве, Жуковский оставался русским человеком, сформированным специфическими социальными и духовными обстоятельствами русской жизни начала XIX в. При всем своем европеизме и образованности в духе просветительства он остро сознавал самобытность русской культуры21 и высоко оценивал ее возможный вклад в мировую культуру.

Вопрос об оригинальности и национальной самобытности поэзии Жуковского - лишь одна из сторон общей проблемы возникновения и развития романтизма в России: "... романтизм Жуковского - это индивидуальное, яркое, оригинальное и национально-самобытное проявление европейского романтизма на русской почве".

И если в балладах Жуковский все дальше отходил от современности23, если в них запечатлелось "бегство от жизни в идеализм, в субъективное, в мир мечты"24, то в лирике это погружение в психологию объективно означало приближение к тому порогу, за которым начинался психологический анализ в лирике крупнейших последователей Жуковского, которые, начиная с Пушкина, неизбежно переходили к реалистическому пониманию и отражению внутреннего мира человека.

Пристальное внимание писатели-романтики уделяют исследованию тайн творческого процесса. Художественное романтическое осмысление отношения к искусству, к художникам в первую очередь, мы находим не только у писателей-романтиков, но и У писателей реалистов, отдавших дань этому поистине популярному направлению в мировой и отечественной культуре.

Репертуар русской повести об искусстве, созданной в первой половине XIX в., довольно широк. Это "Портрет" и "Живописец" В.И. Карлгофа, "Несколько мгновений из жизни графа Т", Марлинского, "Н.А. Полевого, "Художник" Любовь поэта", В.Ф. Одоевского, "Антонио", "Корделия", Н. Ф. Павлова, "Египетские ночи", К.С. Аксакова, "История двух ка-Соллогуба, "Портрет" Н.В. Гоголя и др.

В конце 20-х и в 30-е годы существенно выделялась деятельность романтика Полевого, выступавшего в журнале "Московский телеграф" и "Философская критика"; В.Ф. Одоевского, И.В. Киреевского (1806-1858), Н. И. Надеждина (1804-1856); в 40-е годы - выступления К. С. Аксакова (1827-1860) и близкого к петрашевцам В.Н. Майкова (1823-1847). Но вернемся хронологически к началу XIX в. В 1804-1812 гг. разгорелась дискуссия о русском литературном языке и стилистике - две крайние позиции заняли Н.М. Карамзин25 и А.С. Шишков. Н.М. Карамзин "освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу" (А.С. Пушкин). "Карамзинисты" провозгласили сближение литературного языка с разговорным: "Писать, как говорят, и говорить, как пишут". Их противники (А.С. Шишков, Д.И. Хвостов, С.А. Ширинский-Шихматов и др.) выступали за сохранение старых, книжных форм, ориентацию на церковно-славянский язык. Они объединились в общество под названием "Беседа любителей русского слова" (1811 -1816). Последователи Карамзина создали объединение "Арзамас" (1815-1818). В него входили В.А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С,С. Уваров и др.

В 1802-1803 гг. Карамзин издавал "Вестник Европы", где в критических статьях излагал свою эстетическую программу, способствовавшую формированию самобытности русской литературы, богатству ее словесно-выразительных средств26.

Русский язык постоянно обогащался. Расширялась русская научная терминология. В 1804г. при университетах были открыты словесные отделения.

Создание словесного отделения в Московском университете, усиливающиеся споры о возможности преподавания в стенах университета всех предметов только на русском языке, создание Общества любителей российской словесности, безусловно, свидетельствовали о новом отношении в обществе к судьбам национального языка. Н.М.Карамзин начал преобразование русского литературного языка, "совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщиы" (Белинский). А. С. Пушкин разрешил проблему формирования национального языка, проблему не только литературного, но и важнейшего общекультурного значения.

Дискуссии о русском языке были прерваны войной. Отечественная война 1812г., развязанная Францией, прервала и начатые реформы, последние никогда не были возобновлены . Составленный Сперанским свод законов погиб, и усилия создать другой, сообразный с русскими традициями не достигли цели. Война 1812г. носила поистине народный характер. Она вызывала необычный размах партизанского движения, с ростом которого сливалась воедино героические усилия армии, народного ополчения и массового движения крестьян.

Неотделимо в народной памяти от Отечественной войны 1812г. имя зачинателя и одного из руководителей армейского партизанского движения, сыгравшего немаловажную роль в победоносном исходе войны, - Дениса Давыдова (1784-1839).

Судьбу военного предсказал Денису Давыдову великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, когда в 1793 он посещал Полтавский полк и где его встретил резвый девятилетний мальчик Денис.

Яркая печать самобытности и талантливости лежала решительно на всем, что делал Давыдов. Это был на редкость щедро разносторонне одаренный человек. Он был вполне оригинальным поэтом, со своим взглядом на мир, со своей художнической манерой, как личность, как характер выделялся из общего ряда, был удивительно целен и неповторимо своеобразен.

"Партизанские поиски" 1812г. доставили Давыдову громкую славу, вышедшую далеко за пределы России. О нем писали в европейских газетах, портрет его висел в кабинете Вальтера Скотта. Однако при всем том Давыдов чувствовал себя человеком несправедливо обиженным, обойденным на службе. Виной были его сатирические стихи, высмеивавшие придворную знать и задевавшие самого царя.

Пушкин утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости исключительному влиянию Жуковского и Батюшкова. "Он дал мне почувствовать еще в лицее возможность быть оригинальным", - сказал Пушкин о Давыдове. А такие стихи Давыдова, как

А глядишь: наш Мирабо

Старого Таврило

За измятое жабо

Хлещет в ус да в рыло, -

внесли в поговорку27.

Для освещения военных действий в 1812г. Н. И. Греч основал журнал, в первом номере которого была помещена "Солдатская песня" Ив. Кованько:

Хоть Москва в руках французов:

Это право не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда.

Переломным моментом в войне с французами за освобождение Москвы, а затем всей России была Бородинская битва, оставившая глубокий след в русской душе, искусстве, народном творчестве. Вот как очевидцы описывают день перед схваткой.

Накануне битвы в русском лагере царствовало глубочайшее молчание; сердца всех горели пламенной религиозностью и патриотическим чувством; войско провело ночь в молитве и надело чистые сорочки. Утром священники окропи ли святой водой 100 тыс. человек и пронесли по рядам чудотворную икону Смоленской Божьей Матери. Над головой Кутузова парил орел, и войско громким криком приветствовало этого предвестника победы. И вот воспоминания об увиденном после боя.

Очевидец Брандт: "Большой редут и его окрестности представляли зрелище, превосходившее все ужасы, какие только можно себе вообразить. Откосы, рвы, внутренность укрепления исчезли под кучею мертвых и умирающих, наваленных друг на друга в шесть или восемь рядов".

Кутузов отступал в отличном порядке, донося Александру, что войско стояло твердо, но что понесло большие потери.

Национальный триумф, пережитый всей Россией в 1812г., блистательные победы русского оружия, освободившего от нашествия Наполеона не только Россию, но и народы Европы, вызвали необычайный подъем национального самосознания русского народа28. Эти факторы, в свою очередь, способствовали возникновению исключительного интереса к проблеме самобытности культуры, выдвинули в качестве первоочередного вопрос о необходимости развития русской культуры на народно-национальной основе. В центре внимания деятелей культуры России, ее ведущих писателей, журналистов оказались проблемы их отношения к истории народа, к его языку и поэзии.

"Со времени возвращения домой русских войск, - говорит Н. Тургенев, - начали распространяться в России так называемые либеральные идеи. Независимо от регулярных войск, значительные массы ополчения также были за границей; ополченцы, по мере возвращения в отечество, отправлялись на родину и там рассказывали о том, что видели в Европе. Сами события говорили громче всякого человеческого голоса. Это было настоящей пропагандой". Это повлекло за собой обостренные дискуссии по многим вопросам, касавшимся прежде всего жизни народа, тяжкого бремени крепостничества, дальнейшего политического устройства России. Иными словами, в недрах общественной и культурной жизни того времени вызревали идеи декабризма, которые явились программой первого этапа освободительного движения в России.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
52
Размер файла
57.29 КБ
Просмотров
461
Покупок
0
Социально экономическое развитие России в веке. Территория и административное деление
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1952 оценок
среднее 4.2 из 5
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!

Рассчитай стоимость работы через Telegram